Анализ рассказа булгакова звездная сыпь

Анализ рассказа булгакова звездная сыпь thumbnail

Актуальность

В рассказе «Звёздная сыпь» М.А. Булгаковым была поднята проблема широко распространённого в начале XX века венерического заболевания – сифилиса. В начале XXI века проблемой является рост удельного веса скрытых форм сифилиса, нейросифилиса. В связи с этим очевидна необходимость умения любого врача-специалиста вовремя обнаружить больного сифилисом.

Связь медицины с литературой следует рассматривать как необходимое условие получения качественного медицинского образования. Успех лечения во многом зависит не только от знания специальных дисциплин, но и, в целом, от мировоззренческой подготовки медицинского работника. Литературные произведения могут служить иллюстративными материалами к учебным пособиям, дополнительными источниками информации для более глубокого изучения симптомов и последствий заболевания, психологического состояния больного и, в конечном итоге, для расширения опыта начинающего врача.

Цели

1. Исследовать иллюстративные возможности литературных текстов, отражающих тему сифилиса, как дополнительных источников информации для начинающего врача.

2. Создать сборник «Дополнительные литературно-художественные материалы к изучению темы сифилиса».

Задачи

1. Изучить научную литературу о заболевании.

2. Разработать анкету «Особенности восприятия будущими медиками литературных текстов», провести опрос среди респондентов и проанализировать полученные результаты.

3. Собрать материалы из произведений художественной литературы, содержащие описания физических и психологических состояний больных сифилисом.

4. Проанализировать достоверность описаний симптомов сифилиса в художественных произведениях.

5. Сопроводить художественные описания заболевания научными комментариями.

6. Подобрать иллюстрации к собранным художественным описаниям, достоверно изображающие различные проявления сифилиса.

Описание

На первом этапе автором была изучена научная литература по теме исследования, в ходе чего была установлена история возникновения сифилиса, классификация, пути приобретения заболевания, основные симптомы на различных стадиях болезни.

На следующем этапе проведено анкетирование «Особенности восприятия будущими медиками литературных текстов» среди обучающихся 10–11 медицинских классов. В опросе приняли участие 111 человек. Респондентам было задано три вопроса: два открытых, позволяющих установить, читали ли они художественные произведения о болезнях, и если читали, то какие, а также 1 закрытый с выбором одного или нескольких альтернативных ответов, позволяющий выявить реакцию будущих медиков на художественное описание болезни.

Затем автор подготовил основу для сборника «Дополнительные литературно-художественные материалы к изучению темы сифилиса». Всего было отобрано 13 фрагментов из произведений художественной литературы среди отечественных и зарубежных авторов. Каждый фрагмент содержал описание физического и психологического состояния больного. Для сборника были использованы фрагменты из произведений Вольтера, П. Мирного, А. И. Куприна, И. Э. Бабеля, М. А. Булгакова, М. А. Шолохова, В. В. Маяковского и др.

Результаты

1. При анализе анкетирования были получены следующие результаты, которые оформлены в виде диаграммы.

Анализ рассказа булгакова звездная сыпь

53 человека отметили возникшее после прочтения чувство сопереживания, 59 человек – представление об описываемой болезни. 55 человек заявили о возникшем желании узнать больше о болезни, симптомы которой упомянуты в произведении. 41 респондент нашёл и прочитал информацию о болезни в научной литературе. У 6 учащихся возникли сомнения в достоверности описания писателями симптомов заболевания.

Анализ рассказа булгакова звездная сыпь

2. Разработан сборник «Дополнительные литературно-художественные материалы к изучению темы сифилиса». Готовый сборник содержит аннотацию, фрагменты из художественных произведений согласно хронологии их написания, иллюстрации. Каждый фрагмент включает в себя сведения о художественном произведении и его авторе, дополнительную информацию об образе жизни заболевших, научные комментарии с указанием симптомов и диагнозов больных. В сборник включены сведения о медицинской деятельности писателя и врача-венеролога М. А. Булгакова.

Анализ рассказа булгакова звездная сыпь

Выводы

1. Отобранный литературно-художественный материал является иллюстрацией учебного пособия по теме «Сифилис», а также дополнительным источником информации.

2. Использование данного учебного материала в сочетании с образностью литературного текста даёт следующие возможности:

– формирует у учащихся более точные представления о симптомах болезни;

– способствует воспитанию профессионально необходимых чувств сопереживания, сострадания, умения дать эмоциональный резонанс;

– позволяет подготовить учащихся к тому, с чем они встретятся на практике;

– тренирует наблюдательность, профессиональное внимание, побуждает «узнавать» изученное в окружающей действительности.

Перспективы использования результатов работы

Сборник «Дополнительные литературно-художественные материалы к изучению темы сифилиса» может быть использован при подготовке лекций, бесед о диагностике сифилиса, для пропаганды здорового образа жизни в среде подростков и молодёжи.

Сотрудничество с вузом при создании работы

ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России

Мнение автора                                 

«Я благодарна проекту «Медицинский класс в московской школе», с помощью которого я погрузилась в очень интересное литературно-медицинское исследование, а также утвердилась в мысли связать свою жизнь с медициной. В перспективе на основе собранного литературного материала я планирую создать практикум, в котором будут представлены задания разных уровней сложности»

Источник

1926
Краткое содержание рассказа
из цикла «Записки юного врача»
Читается за 4 минуты, оригинал — 25 мин

Очень кратко

1917 год. Молодой сельский врач начинает борьбу с сифилисом, которым в деревнях заражены целые семьи. Больные не доводят лечение до конца, и врач добивается открытия в больнице специального отделения.

Повествование ведётся от лица молодого врача, имя которого в рассказе не упоминается. Действие происходит в 1917 году.

К работающему на земском участке молодому врачу, который окончил университет всего полгода назад, поступил больной с характерной сыпью, похожей на звёздное небо. Несмотря на неопытность, доктор сразу узнал болезнь — это был сифилис, бич русских деревень.

Врач долго объяснял сорокалетнему дядьке, что у него «нехорошая болезнь», и ему надо лечиться два года и лечить жену. К удивлению врача, дядька совсем не испугался. Он не поверил доктору и потребовал полоскания для заложенного горла, что было одним из вторичных признаков сифилиса.

Убедить больного доктору так и не удалось. Выйдя из кабинета через несколько минут после ухода дядьки, врач услышал, как тот шёпотом жалуется на невнима­тельность доктора, который, вместо того чтобы полечить глотку, говорит ерунду и даёт мазь для ног.

Целый месяц доктор ждал на приём дядьку или его жену, потом упрямый пациент забылся.

Если он жив, время от времени он и его жена ездят в местную больницу. Жалуются на язвы на ногах. ‹…› И молодой врач ‹…› пишет в книге: «Луес 3»…

Вскоре к доктору пришла испуганная молодая женщина, муж которой болел сифилисом и, предполо­жительно, заразил её. Она была одной из немногих, решивших лечиться до конца. Каждую субботу в течение четырёх месяцев женщина приезжала в Мурьево на обследование. Наконец, к изумлению доктора, выяснилось, что женщина каким-то чудом не заразилась.

Вскоре она вернулась, принесла доктору масла и яиц, которые тот не взял. Потом, в голодные революционные годы, врач часто вспоминал это масло…

Четыре месяца, пока проходили обследования женщины, доктор листал старые амбулаторные книги и находил всё новые записи о сифилисе. В основном это был вторичный и третичный люэс, с первичным почти никто не обращался. Это означало, что крестьяне не имели никакого понятия о сифилисе, и первичные язвы никого не пугали.

Болели «дурной болезнью» не только взрослые, но и маленькие дети, ведь чаще всего в семьях ели из одной миски, а ложки и полотенца были общими. Заражёнными оказывались целые семьи.

Учи меня, глушь! Учи меня, тишина деревенского дома! Да, много интересного расскажет старая амбулатория юному врачу.

Сифилис стал главным врагом молодого врача. Он видел его всюду, во всех проявлениях и стадиях, приобретённый и наследованный. Некоторых больных удавалось вылечить, но большинство уезжало после первого приёма и больше не возвращалось. Крестьяне не боялись этой болезни и не считали нужным тратить время на лечение.

Доктор возмужал, стал сосредоточен, угрюм, мечтал вернуться из своей ссылки в город и там продолжать борьбу с сифилисом. Однажды к нему на приём пришла молодая и красивая женщина с тремя маленькими детьми. Все четверо были покрыты звёздной сыпью и язвами.

Доктор постарался напугать женщину, и она осталась лечиться. После этого врач добился, чтобы в Мурьевской больнице открыли отделение для сифилитиков — бедное, с рваным бельём и двумя шприцами, но действующее. Мать с тремя детьми стала первой пациенткой нового отделения, и доктор с радостью наблюдал, как тает на детских телах звёздная сыпь.

Предыдущая

ПересказыКраткое содержание «Пропавшего глаза» Булгакова

Следующая

ПересказыКраткое содержание «Тьмы египетской» Булгакова

Источник

Одно из самых ранних произведений, которое написал Михаил Афанасьевич Булгаков – “Записки юного врача”. В нем четко прослеживаются мировоззрение и убеждения будущего великого писателя, нашедшие отражение в более позднем его творчестве. Среди главных черт можно отметить светлый и добрый юмор, возможно, даже некоторую наивность. Снисходительно относится к героям своего произведения Булгаков.

булгаков записки юного врача

“Записки юного врача” рассказывают нам о решившем посвятить себя медицине молодом человеке. Он выглядит сначала робким, нерешительным, но со временем получает необходимый опыт, возникает уверенность в себе. Но самое главное, что приобретает главный герой – огромную ответственность перед людьми и пациентами представителей данной профессии. Он всегда мчится к страдающим и нуждающимся, какая бы погода ни была на улице. В работу Бомгард вкладывает много любви, заботы и тепла, что помогает больным выздороветь.

м булгаков записки юного врача

Главного героя “Записок юного врача” преследуют не только удача и успех. Периодически на его пути возникают трудности, которые тот не в силах преодолеть. Так, погибает его коллега и друг доктор Поляков в главе “Морфий”. В рассказе “Вьюга” возлюбленной одного из героев также не удается помочь. Однако доктор не убегает от неразрешимых проблем, не отчаивается, а продолжает свою непростую миссию – спасение жизни человека. Лишь одно пугает главного героя произведения – бессилие его перед болезнью, охватившей пациента. Он все время пытается самосовершенствоваться, развиваться, получать новые навыки и знания. Одним словом, этот врач много над собой работает.

Повесть эта принесла своему создателю, Михаилу Афанасьевичу Булгакову, большую известность.

Сюжеты рассказов из цикла, который написал Булгаков, “Записки юного врача”, довольно незатейливы, но они дают панораму жизни одного поселка, находящегося в Смоленской губернии, и при этом раскрывают характер автора.

“Полотенце с петухом”

булгаков книга записки юного врача

Бомгард, как только прибыл на новое место, тотчас же столкнулся с необходимостью провести ампутацию. К счастью, операция заканчивается успешно, старый фельдшер хвалит его и добавляет, что, судя по всему, у врача есть большой опыт по этой части. Бомгард отвечает с дрожью, что уже сделал две, и упрекает сам себя за ложь.

“Вьюга”

Доктор отправляется в отдаленную деревню по неотложному вызову и попадает в буран. Авторская мысль в рассказе проста: ему не позволяет отказать больному врачебная этика, несмотря ни на какие препятствия, стоящие на пути, и чего бы это ни стоило.

михаил булгаков записки юного врача

“Стальное горло”

Девочка на последней стадии дифтерии попадает на прием к доктору. Бомгард, взбешенный невежеством бабушки и матери ребенка, производит трахеотомию и вставляет в горло на время стальную трубку для того, чтобы пациентка не скончалась от удушья. Эта история заканчивается анекдотом: со всех окрестных деревень приезжают посмотреть на спасенную девочку крестьяне, уверенные в том, что доктор зашил ей в горло стальную трубку.

“Тьма египетская”

Булгаков “Записки юного врача” продолжает следующим рассказом, в котором анекдотически описывается невежество простых крестьян. Речь в нем идет о больном малярией мельнике. Курс хинина, прописанный ему и рассчитанный на неделю, он решает принять за раз, поскольку не хочет долго ждать своего выздоровления. Вот о чем поведал нам в данном рассказе Булгаков.

“Морфий”

булгаков морфий записки юного врача

“Записки юного врача” продолжаются произведением “Морфий”. Этот рассказ – самый мрачный из всех включенных в сборник. Он представляет собой фактически монолог одного наркомана-морфиниста, покончившего с собой коллеги доктора Бомгарда. Булгакову была очень знакома эта тема, поскольку он сам прошел через муки зависимости от данного вещества, но нашел в себе силы победить болезнь, в отличие от Полякова, этого несчастного доктора. На нескольких страницах пронзительной истории, которую создал Михаил Булгаков (“Записки юного врача”), показан ужас наркомании и неизбежного финала ее – нравственной деградации, потери друзей и близких, распада личности.

“Крещение поворотом”

Бомград здесь вынужден принимать тяжелые роды. Не обладая в этом никаким опытом, он лихорадочно вчитывается перед операцией в пособие, но в конце концов доктору приходится положиться лишь на свою профессиональную интуицию. Завершив операцию благополучно, он вновь читает книгу и замечает, что все неясные ранее места теперь ему совершенно понятны. Книжный опыт подтвердился практическим, отмечает Булгаков. Книга “Записки юного врача” продолжается следующим рассказом.

“Пропавший глаз”

Бомгард в данном произведении подводит итоги первого года практики в Мурьевской больнице, замечает без удивления, что сильно изменился и внешне, и внутренне, вспоминает различные курьезные случаи. Теперь, благодаря опыту, он смотрит без страха на новый случай, но от излишней гордости медика спасают те из них, в которых чрезмерная образованность мешает ему усмотреть очевидное и простое (например, случай с “пропавшим” глазом). Молодой 23-летний доктор отмечает: каждый год будет приносить с собой подобные сюрпризы, а учеба не прекратится никогда.

“Звездная сыпь”

В этом рассказе врач сталкивается с очагом заболеваемости сифилисом и ясно понимает, что эта страшная болезнь имеет социальный характер, из-за чего с ней справиться становится труднее, чем с любым другим недугом. Бомгард начинает упорную и долгую борьбу с сифилисом, но в конце концов должен признать, что для успешного лечения требуется система, которая была бы способна переломить страх перед этой болезнью у крестьян.

“Я убил”

Заканчивает цикл, который создал М. Булгаков (“Записки юного врача”), рассказ “Я убил”. Бомгард поведал в нем историю Яшвина, своего коллеги, представившегося как единственный хирург с пистолетом, а не со скальпелем. Рассказ Яшвина происходит в Киеве в 1919 году. Врача насильно забирают петлюровцы и устраивают полковым доктором в подчинении полковника Лещенко. Наблюдая пытки, убийства, расправы и зверские нравы периода Гражданской войны, Яшвин делает в итоге свой нелегкий нравственный выбор. Общечеловеческие ценности при этом ставятся выше профессиональной врачебной этики. Это непростая коллизия, учитывая еще и то, что она возникает перед представителем столь гуманной профессии.

Источник

     В
1920-е гг. меняются общественные ритуалы,
сопровождающие важнейшие события человеческой
жизни: рождение, создание семьи, смерть.

     Распространяется
новая форма (и норма) похорон. Место традиционного
предания тела земле как символического
возвращения в «материнское лоно» занимает
крематорий. Сменены все элементы привычного
похоронного обряда: на смену оплакиванию,
отпеванию и погребению приходят митинг
(гражданская панихида) и равнодушный
огонь колумбария. Важнейшие христианские
символические жесты в адрес умершего,
вступившего в «специальное» и важное
время ожидания последнего Суда, с обращением
тела в прах отменены «обрывом» времени
и размыванием пространства.

     Наконец,
существенной новацией советского сюжета
становится трактовка перемещения героя
в “иномирье” (эмиграцию, на сторону
врага) как его общественной гибели. Распространяется
новая советская риторика, означающая
идеологическую смерть (идиомы: «политический
труп», «политический мертвец» либо даже
«слова трупов» (3. Чалая «Амба»). 

2.2.
Люэс как аномия 
в рассказе М.А.Булгакова 
«Звездная сыпь»
 

     Первым 
в XX столетии в строках «Морфия»
Михаил Булгаков неотразимо остро показал
грозную опасность наркоманий и трагизм
столкновения больных наркоманией с медициной,
лишенной милосердия. Оценка еще одной
трагедии века – наступления сифилиса
и других венерических инфекций, касаясь
сегодня в своей социальной проекции проблем
СПИДа, отличает и рассказ «Звездная сыпь».
Быть может, результаты борьбы с ростом
числа жертв этих заболеваний были бы
значительно выше, если бы больных лечили
по Булгакову – сопереживая, не отторгая
и не обвиняя. Эти литературные творения
можно назвать выдающимися медицинскими
декларациями, и гуманистический их смысл,
по сути, еще не осознан наукой.

     Булгаков
– сын своих дней, нерв своей трудной 
эпохи. Человеческая беззащитность 
в вихре событий гражданской 
войны, ненависть к насилию и 
лицемерию, удушающая атмосфера диктатуры,
опасность попрания интеллигенции, возможность
губительных последствий научного авантюризма
и невежества – вот пульсирующие артерии
его тем и тревог, не просто отражающих
потрясения сурового времени, но опережающих
его бег. Непреходящие эти картины эпической
широты воссозданы блистательной рукой.
Однако, поражая точностью деталей, глубиной
и аналитичностью мысли и диапазоном психологических
построений, Булгаков – врач живет и в этих
строках. Как, быть может, лучшая школа
реализма для восприимчивого ума, всему
этому учит медицина, особенно если она
избрана по призванию. И хотя Булгаков
писал в автобиографии: «Судьба сложилась
так, что ни званием, пи отличием не пришлось
пользоваться долго» [Булгаков, 1989:128],
профессиональное видение, связанное
с первоначальным жизненным опытом, сохранилось
в нем навсегда. «Наутро он просыпается
молчаливым, но совершенно спокойным и
здоровым. Его исколотая память затихает…»
[Булгаков, 1989:131]  – даже в этих прощальных
строках «Мастера и Маргариты» ощущается
взгляд врача.

     Современная
энциклопедия врачевания немыслима 
без осознания булгаковских медицинских 
и деонтологических истин. Ведь слова 
автора «Морфия» из его дневника – «И
буду учиться теперь. Не может быть,
чтобы голос, тревожащий сейчас меня,
не был вещим» – относятся и к этой сфере
жизни. Разумеется, Мастер не ставил перед
собою каких-то прагматических целей.
И все же именно его позиции в медицине,
очерченные пером художника, с неизъяснимой
силой утверждают вечные моральные ориентиры
в этой профессии. Сегодня, когда и медицины
коснулся прибой нравственного кризиса,
этические, вневременные ценности и идеалы
в ней обретают особый смысл. Вслед за
своим великим учителем доктором Чеховым
Булгаков побуждает к пристальному взгляду
в самое себя, наполняя энергией страсти
такие светильники цивилизации, как жизнь,
мужество, нежность, ответственность,
сострадание, любовь

     В
литературе наряду с другими мифами
долгое время существует миф болезни,
особое место в нем занимают венерические
заболевания, и в частности, сифилис. Очень
часто, в своих произведениях русские
писатели изображают другую социальную
болезнь – аномию. Аномия это болезненное
состояние общества, при котором наступает
разложение, дезинтеграция и распад системы
ценностей и норм.  Вполне естественно,
что эти две болезни существуют параллельно
и взаимозависят друг от друга. Если где
– то в мире начинается война (состояние
аномии), то неизбежно появляются инфекционные
заболевания, если в каком – либо месте
на земле возникают эпидемии инфекционных
заболеваний, в том числе и сифилиса, то
состояние общества становится крайне
не стабильным (состояние аномии). Т.о.
сифилис можно рассматривать как прямую
проекцию аномии, что и составляет главное
ядро настоящего исследования. В данной
оппозиции можно выявить ряд аспектов.

      Социальное
/ физиологическое
.  Одно из самых
частых обращений к люэсу в русской литературе,
возникает именно в социальном аспекте.
Об общественной этиологии болезни говорят
многие русские писатели, в их числе и
Ф.М.Достоевский в романе «Преступление
и наказание»: «Сотни,
тысячи, может быть существований,
направленных на дорогу;
десятки семейств, спасенных
от нищеты. От разложения,
от гибели, от разврата,
от  венерических
больниц, – и все это
на ее деньги
». [Достоевский, 1977: 424 ].
Совмещение аспектов (социальное и физиологическое)
в осмыслении люэса обнаруживается и в
творчестве М.А.Булгакова [Булгаков, 1989:
131]. В своих произведениях он продолжает
данную традицию. Социальная болезнь выражается
через проявление физиологическое: «За
одну жизнь – тысячи
жизней, спасенных от
гниения и разложения
». Данная оппозиция
реализуется и в рассказе М.А.Булгакова
«Звездная сыпь»: «Являлся
(сифилис) отраженным
наказанием за тьму
отцов на ребятах с носами,
похожими на казачьи
седла
» [Булгаков, 1989 : 143]. Проваленный
от последствий болезни нос как наказание
за темноту отцов. Темнота отцов – это проявление
социально и видовой ограниченности людей,
их низкий культурный и нравственный уровень,
который предается по наследству в виде
проваленных носов. Т.е. социальное начало 
–  темнота отцов как метафора социального
и нравственного состояния людей в булгаковском
тексте является причиной болезни. В результате,
проваленные носы, физическая отметина,
знак социальной болезни.

  Под
темнотой людей Булгаков подразумевает
не только отсутствие элементарных навыков
гигиены, знаний о болезни, но и ту неустойчивость
перед новыми идеями марксизма – ленинизма,
которые народ практически безоговорочно
принимает: «И вот
тогда, как я вспоминаю
его, он вспомнит меня, 17
– й год, снег за окном
и шесть пакетиков в
вощеной бумаге, шесть
неиспользованных липких
комков
» [Булгаков, 1989: 138]. Писатель скептически
относился и к уходящему самодержавию.
За то время, когда Михаил Афанасьевич
жил в Киеве и писал «Звездную сыпь», власть
в городе менялась неоднократно, впоследствии
он будет упоминать об этом в своей биографии:
«В 1919 году, проживая в г. Киеве, последовательно
призывался на службу в качестве врача
всеми властями, занимавшими город» [ Проблемы
театрального наследия 1987:143.] Булгаков
негативно относился не только к большевикам,
но и к Белогвардейской армии. Данный факт
не мог не отразиться при написании «Записок
юного врача»: второстепенные персонажи
– сифилитики в «Звездной сыпи» воплощают
в себе все негативны черты, с одной стороны
самодержавного режима (необразованность,
ограниченность кругозора, суеверность,
косность и т.п.) и с другой, приходящей
власти большевиков (атеизм, сексуальная
распущенность, нигилизм и т.п.). Шесть
пакетиков серой и липкой ртутной мази
– это лекарство для кожной сифилитичной
сыпи, которая проявляется в виде мокнущих
папул–язв. Лекарство  становится последним
средством  для лечения сифилиса, когда
человек не устоял морально и физически.
Это последняя возможность  победить
в борьбе не только с грозной болезнью,
но и преодолеть моральное разложение. 
Разумные доводы доктора остаются не востребованными.
Лекарство остается не тронутым, болезнь
полностью побеждает. Т.о начинает проявляться
следующая оппозиция: духовное – физическое.

     Духовное
/ физическое
. Описание физического
состояния людей характерно, для «Записок
юного врача». С первых строк «Звездной
сыпи» мы встречаем такое описание: «Человек
повернулся так, как я этого хотел, и свет
керосиновой лампы – молнии залил его
желтоватую кожу. Сквозь эту желтизну
на выпуклой груди и на боках проступала
мраморная сыпь. «Как
в небе звезды», – подумал
я и с холодком под сердцем
склонился к груди…
» Физическое состояние
пациента отсылает нас к поэтике заглавия.
Звезда как нечто возвышенное, прежде
всего небесное начало (т.к. первая ассоциация
возникает с Вифлеемской звездой, с рождением
Иисуса Христа), а сыпь – это физическое
проявление болезни. Возникает аналогия
с таким фразеологизмом: верить в свою
звезду, т.е. в судьбу, предназначение.
Когда звезда является симптомом венерического
заболевания, то смысл этого выражения
меняется, и приобретает следующее значение: 
верить в свою болезнь. Кроме того, звезда
–  необходимый  атрибут  армии,
большевистской символики, в данном контексте
может быть истолкована, как проявление
болезни. Появляется определенная двойственность
заглавия и тематики: с одной стороны,
верить в свою звезду, с другой, звезд с
неба не хватает (о заурядном, ничем не
примечательном человеке). Звезда – 
как судьба и  звезда как знак большевизма,
а  большевизм  Булгаков воспринимал,
как явление негативное. Т.о. возвышенное
– духовное сводится к низменному и 
физическому: «В глазках
этих я, к великому моему
удивлению, прочитал
важность и осознание
собственного достоинства
». Как следствие, 
антропоморфизация физического и социального
недуга в образе пациента, за которым наблюдает
доктор: ««Это он –
сифилис
», – вторично
мысленно и строго сказал
я
». Т.о. в результате физическая и социальная
патология становится внешним проявлением
внутреннего недуга.

           Больные сифилисом 
в тексте даются в оппозиции к 
здоровым от  люэса людям. Физиологичность 
описания сифилитиков противопоставляется 
одухотворенному описанию здоровых
людей. Булгаков намеренно делает натуралистический 
акцент на описании больных люэсом. 
физическое описание дает картину внутреннего
состояния человека, при этом заболевание
приобретает некоторые психологические
черты, даже при полном отсутствии психологических
черт у пациентов, люэс придает им некоторую
психологичность. Например, специфика
изображения сифилитиков в «Звездной
сыпи» заключается в изображении социально–ограниченного
типа с присущими ему сниженными духовными
чертами и ярко выраженным физическим
началом: «Я сопоставил
хрипоту, зловещую красноту
в глотке, странные белые
пятна в ней, мраморную
грудь и догадался
». Наоборот, при описание
здорового человека или человека, который
окажется впоследствии не зараженным
сифилисом превалируют такие черты, как
одухотворенность, в тексте проявляются
эмоционально – оттеночные моменты, граничащие
с рефлексией, таково описание молодой
женщины, которая избежала заражения сифилисом
и как следствие осталась духовно здоровой
(взаимосвязь: социальное через медицинское):
«- Подлец, подлец, – всхлипнула
молодая женщина и давилась
слезами. – Подлец, –
вторил я. Так, довольно
долго мы называли бранными
словами «дражайшего
супруга», побывавшего
дома и отбывшего в город
Москву». Затем: «Первые
три субботы прошли,
и опять ничего мы не
нашли на ней. Тогда
она стала отходить
понемногу. Живой блеск
зарождался в глазах,
лицо оживало, расправлялась
стянутая маска
». Когда становится понятно,
что женщина не заражена, Булгаков так
описывает её внешность: «Не
хватит у меня уменья
описать её лицо, помню
только, как она поклонилась
низко в пояс и исчезла
». Отчетливо можно
увидеть градацию в изображении персонажей.
Чем сильнее духовное начало, тем меньше
писатель дает акцент на изображении физического
начала, тем меньше места занимают медицинские
описания, тем больше Булгаков  использует
художественные средства. Возникает определенная
полярность в изображении персонажей:
с одной стороны, персонажи неприятные,
физиологические, физические, социально-детерминированные,
подверженные аномии того времени, с другой
–  персонажи сохранившие в непростой
обстановке моральные устои, одухотворенные,
готовые противостоять социуму больному
физически и нравственно. В рассказе отчетливо
начинает проявляться мотив борьбы. Но
эта борьба не только с сифилисом, борьба
ведется в сознании персонажей, прежде
всего в сознании  доктора. Болезнь
в этом случае воспринимается как слияние
культуры (т.е. того, что создано человеком)
и природы.

     Культура
/ природа.
Молодой доктор – главный
герой рассказов, воспринимается, как
противоречивый носитель культуры и природного
начала, остальные персонажи выступают
в том же качестве. В некоторой степени
молодой врач представляет собой алтер
эго самого Булгакова. Данный образ был
необходим автору, для того чтобы волновавшие
писателя проблемы были обозначены в произведении.
Поэтому «запискам юного врача» присуща
автобиографичность.    Соотношение
природа характерна для персонажей в разных
пропорциях. Доктору, в основном, присуща
культурная составляющая, что объясняется
его профессией. Молодой врач шесть месяцев
назад закончивший университет еще полон
прогрессивных идей гуманизма, он готов
бороться с сифилисом до конца, но при
этом понимает, что одними медикаментозными
средствами не справиться. Необходимо,
прежде всего, вылечить душевное загнивание
– аномию, т.о. доктор выступает не только
как лекарь физических симптомов, но и
как медиатор, целитель душ. Для профессии
врача в целом свойственно преодолевать
физиологическую и природную составляющую.
Немало усилий требуется приложить, например,
при осмотре больного сифилитика, чтобы
преодолеть естественное отвращение:
«Чтобы бороться его
нужно видеть
<…>  Он
прошел передо мной
разнообразный и коварный.
То являлся в виде язв
беловатых в горле у
девчонки – подростка.
То в виде сабельных
искривленных ног. То
в виде подрытых вялых
язв на желтых ногах
старухи. То в виде мокнущих
папул на теле цветущей
женщины. Иногда он горделиво
занимал лоб полулунной
короной Венеры
»; и в начале рассказа:
«Прежде всего я малодушно
вытер руки сулемовым
шариком, причем беспокойная
мысль: «Кажется, он
кашлянул мне на руки
», – отравила
мне минуту
». Из данных отрывков следует,
что молодой доктор преодолевает свое
отвращение ради главной цели победить
болезнь, что, безусловно, характеризует
его как человека культуры, или человека
цивилизации, т.е. противопоставляющего
себя природному началу. Его пациенты,
кроме женщины, которая не заразилась,
представляют собой, напротив, в большей
степени природное начало. Никто из них
не только не преодолел физиологической
тяги к инфицированному сифилисом объекту
противоположного пола, но и не нашел в
себе сил признаться своей жене/мужу в
своей болезни, за исключением мужа молодой
пациентки, которая избежала заражения.
Мало кто из пациентов понимает серьезность
венерической болезни и всех последствий,
которые она несет: «Я
рассказал о том, что
бывает с костями нелеченого
сифилитика, а попутно
очертил и прогрессивный
паралич
». Некоторые пациенты доктора
все же задумываются над тяжелыми физическими
последствиями болезни, но никто, кроме
доктора не задумывается над тяжестью
душевной болезни, которая сопровождает
сифилис. Более того, практически все пациенты
вступают в конфликт с доктором, когда
он начинает говорить о природе дурной
болезни, когда предлагает им лечение
«новомодными средствами» включая сальварсан.
С недоверием к доктору относится даже
ребенок,  маленький сифилитик – Ванька,
который «вздумал
отбиваться и выть
». Возникает оппозиция:
с одной стороны – доктор, фельдшер – Демьян
Лукич, медсестра – Пелагея Ивановна,
молодая женщина, как представители культурного
начала, люди с преобладанием цивилизационных
установок, с другой стороны –  тип естественного
человека, сельские жители с преобладанием
природного начала, т.е. все прочие пациенты
доктора:

Источник