Почему в гроб сыплют землю

Почему в гроб сыплют землю thumbnail

Практически на всех похоронах многие сталкивались с обычаем бросать землю в гроб с покойником. Несмотря на распространенность, никто толком не может объяснить, для чего это делается и что это значит. Вот каково происхождение этого обряда и истоки возникновения данной традиции.

История традиции

Существует несколько источников возникновения данной традиции:

– Славянский обычай. Древние славяне не хоронили людей так, как это стали делать на Руси с наступлением христианства. Тело умершего человека сжигали в огне и складывали в особый сосуд. Затем каждый член семьи клал веточки для поджигания костра вокруг усыпальницы, затем старейшина поджигал костер. После этого обряда в сосуд кидали по горсти земли – считалось, что это облегчает переход из одного мира в другой, затем урну с захоронением закапывали.

– Существовал и другой обряд, связанный с похоронами в древнем славянском мире. Земля, которая была над покойником, считалась целебной, поэтому каждый бросал комья земли сверху усыпальницы. Кроме того, в этой земле принято было сажать деревья – считалось, что почва над покойником обладала особым плодородием.

– С появлением гробов в 6 веке появилась еще одна традиция. Обычно в них погребали знатных чиновников, а сверху насыпали холм из земли. Землю бросали и в яму, и на курган, а при похоронах воина существовал обычай – положить на гроб столько земли, сколько умещалось в шлем воина. Затем гроб засыпали землей и формировали могилу.

– С появлением православия обряд, связанный с бросанием земли на могилу, напоминал о бренности человеческого житься. Бросая комья земли на крышку гроба, было принято говорить «пусть земля тебе будет пухом».

– В советское время, когда совершались гонения на церковь, а священников сажали в тюрьмы и расстреливали в концлагерях, землю, освященную в храме, кидали на могилу. Считалось, что такой обряд заменял отпевание, которое в те времена считалось преступным.

Почему же сегодня россияне бросают землю на крышку гроба. Священник Плужников считает, что в этом нет никакого мистического смыла. Церковная традиция связывает этот обряд как напоминание о том, что существование человека не вечно и что когда-нибудь все будут преданы земле. Недаром в дореволюционные времена практически все храмы строились на кладбищах.

Согласно традиции, после отпевания покойника, священник отправлялся на кладбище и читал молитвы, бросая землю в могилу. Это считалось напоминанием о том, что смерти никому не миновать и что все люди рано или поздно столкнутся с ней. Во время изменения власти, когда к власти пришли большевики, храмы стали закрывать, а похороны стало принято совершать без огласки. Земля отдельно и тайно освящалась в церкви, и только потом ее развозили родственники по могилам. Несмотря на то, что в дальнейшем главенствовал воинствующий атеизм, обычай остался.

Современный смысл обряда

Так, спустя много десятилетий, земля, которую стали кидать на могилу, стала ассоциироваться с ритуалом прощения грехов, мыслей о собственной смерти. Эта традиция стала необходимой на похоронах, хотя не все понимают ее смысл.

Сколько земли кидать и какой рукой

По традиции, принято бросать 1 или 3 горсти земли на крышку гроба. В этот момент, как говорят священники, принято прощать усопшему все обиды, мириться с ним. Поэтому важно в момент перед бросанием вспомнить и простить обиды и только потом бросать горсть земли на крышку гроба.

Такая традиция полезна как для самого кидающего (он расстается со старыми обидами и прощает грехи покойнику), так и для самого умершего – ему важно отделиться полностью от земной оболочки и перейти в мир духов. Считается, что в посмертной духовной жизни непрощённые обиды будут причинять умершему душевную боль и жестокие страдания.

Эзотерики иначе смотрят на этот обряд. Они считают, что бросание земли помогает покойнику не возвращаться в мир живых людей и не докучать им страшными сновидениями. Если этого не сделать, душа умершего человека может скитаться и причинять страдания тем, кто жив в данный момент, особенно если покойник умер неестественной смертью или ушел из жизни с глубокой обидой или злостью на родственников, друзей или на любого человека.

Обычно неприкаянная душа начинает досаждать обидчикам кошмарными сновидениями, болезнями родственников, особенно психического характера. Поэтому, кидая горсть земли на могилу, люди делают то, что способствует успокоению мятежной души умершего человека.

Очень важно бросать землю левой рукой и стоять с левой стороны от могилы. Считается, что таким образом нейтрализуется энергетика смерти. Если же бросать правой рукой, вероятны потери в жизни, бессилие и заболевания ныне живущих. Чтобы освободиться от обид и сделать правильно обряд, важно читать молитвы и простить покойнику все прегрешения, обиды и не желать никому зла.

Источник

Традицию бросать горсть земли на гроб покойного знают все и всегда ее соблюдают. Родилась она в далекие времена язычества. После предания тела умершего огню пепел ссыпали в небольшие ёмкости из бересты или глины, опускали в ямку и сверху бросали землю горстями. Это действие стало обычаем. С принятием Русью христианства обычай не забылся, а, наоборот, закрепился и стал обязательным элементом похоронной обрядности.

Горсть земли в могилу в традиции у разных народов

Эта традиция существует не только у христиан, но и у приверженцев других вероисповеданий. Так, на похоронах мусульманина все мужчины, принимающие в них участие, бросают в могилу по горсти земли. Армяне перед опусканием тела покойного в гроб посыпали его землей крестообразно и только потом закрепляли крышку гроба. У некоторых народов землю в могилу сыпали лопатой, и это было непременным элементом похоронной обрядности. У иудеев на похоронах надо сделать три броска земли лопатой, а потом уже все присутствующие на похоронах трижды бросают по горсти земли на гроб умершего. У православных христиан в традиции также обязательное бросание трех горстей земли в могилу.

Читайте также:  Как вызвать кожную сыпь

Объяснение смысла этой традиции

Объяснений смысла этой погребальной традиции несколько. Главной является мысль о том, что все мы смертны и рано или поздно тоже ляжем в землю. Земля как бы становится символом непрерывности жизни: как зерно, попадая в землю, прорастает новыми всходами, так и человек, выполнив свою миссию на земле, уходит в вечность, оставляя потомкам добрую память о себе. Уместно вспомнить, что прародитель человечества Адам по Библии был создан из праха (земли, глины). Если на похоронах присутствует священник, то он бросает лопату земли в могилу и говорит, что человек создан из праха и в прах обращается. Говоря проще, посыпание земли на гроб покойного – это ритуал не только прощания с ним, но и напоминание о бренности жизни.

Почему три горсти земли в могилу?

И этому можно найти объяснение. Число 3 очень символично и несет множество смыслов и воплощений в жизни, в различных религиозных ритуалах, в том числе и в похоронном. Число 3 применительно к христианству – это символ триединства: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух; три виселицы на Голгофе; три добродетели: Вера, Надежда, Любовь и т.д. Число 3 – это олицетворение человека: тело, душа, дух; бытия: рождение, жизнь, смерть. Продолжать можно бесконечно. Таким образом, традиция бросать три горсти земли в могилу может символизировать рождение, смерть и воскрешение в царстве Божием.

В чём заключается польза традиции бросать землю в могилу

Обычай бросать землю на гроб усопшего не должен превращаться в механическое действие: так надо, я и бросаю. Православные священники рассказывают о том, что определенный настрой, воспоминания о покойном наполняют глубоким смыслом данное ритуальное действие. Надо молча, всем сердцем простить покойному обиды, которые он причинил в жизни, вспомнить его хорошие поступки и только после этого бросить три горсти земли в могилу. Это решение принесет пользу тому, кто прощается с усопшим, – человек проявил милосердие: простил покойному все грехи и обиды. Хорошо это и для покойного: он прощён и с легкой душой отправится на небо.

Источник

Земля и похороны: обрядовые и магические действия

Традиционное захоронение гроба с телом в землю сопровождается обрядовыми действиями, совершаемыми священнослужителем при отпевании, в том числе заочном. Вместе с тем, с землей, взятой с мест захоронения, связаны разнообразные суеверия.

Земля и похороны: обрядовые и магические действия

Земля при отпевании в церкви и на кладбище

В том случае, когда священник не сопровождает гроб до могилы, символическое предание тела земле происходит там, где совершалось отпевание, то есть, в храме или дома. В конце, когда усопшего полностью закрывают покрывалом, поверх него священник крестообразно сыплет землю со словами «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1). После этого гроб закрывают крышкой и доставляют к месту захоронения.

Если священнослужитель сопровождает усопшего на кладбище, то там совершается чин литии. Затем гроб опускают в могилу. Первым бросает горсть земли священник, осеняя гроб крестным знамением.

При заочном отпевании, когда гроб с телом покойного отсутствует, священнослужитель трижды благословляет землю тем же первым стихом 23-го Псалма. Эту землю вручают родственникам умершего.

Если он ещё не погребён, полученную в церкви землю надо высыпать поверх савана крестообразно: от головы к ногам и от правого плеча к левому. Затем гроб можно закрыть и приступить к захоронению.

Если погребение уже состоялось, землю, которую вручил священник, крестообразно сыплют на могильный холм.

В том случае, когда была проведена кремация, землю можно высыпать в урну с прахом покойного, символически предавая его земле.

Надо заметить, что суеверия сопровождают даже погребальную землю, полученную на заочном отпевании. Некоторые считают, что её нельзя хранить дома больше одного дня.

Могильная земля – любимый атрибут колдунов, магов и ведьм

Стойкие поверья наделяют особыми негативными свойствами землю, взятую с кладбища. Её применяют в сельской и дачной волшбе, рассыпая на участке соседа, чтобы подпортить ему урожай.

Некоторые умудряются забрасывать эту землю за шиворот родственникам похороненного, приговаривая: «Чтобы не снился, чтобы не скучать, чтоб покойника не бояться». Правда, знатоки кладбищенского колдовства утверждают, что подобные действия приводят лишь к порче на «усыхание» от болезней и апатии. Соответственно, могильная земля, засыпанная кому-либо в карман, лишает бедолагу денег и достатка.

У ведьм и колдунов разного калибра особенно популярен обычай сыпать землю, собранную на кладбище, возле порога или, например, в почтовый ящик. Специалисты по противодействию тёмным силам рекомендуют немедленно выметать такие гостинцы, выносить за пределы дома и бросать в костёр, причём туда же должен отправиться использованный веник.

Вопрос и ответ

Неужели в наши дни кто-то и вправду сыплет землю с кладбища на дачный участок соседа?

Как ни странно, такие случаи действительно есть. Сыплют и даже надеются на эффект.

А как с погребальной землёй, которую дольше одного дня хранить нельзя? Тоже верят?

Находятся и такие «верующие». Хотя священнослужители определённо утверждают, что никакого вреда от земли, полученной при заочном отпевании, быть не может.

Где можно подробнее узнать о заочном отпевании?

Соответствующая статья размещена на нашем сайте.

6 апреля 2021

Огромное спасибо за организацию прощания с мамой. Все было сделано хорошо, подсказали, что надо сделать, все организовали. Особая благодарность агенту Анатолию, а также ребятам, которые…

Надежда

5 апреля 2021

Хочу выразить большую благодарность Соболь Ольге Анатольевне за оказание помощи в организации похорон моего брата. Спасибо за тактичность, понимание ситуации, а также за отлично выполненную…

Халько Алла

21 декабря 2020

Возможно, вам будет интересно:

Источник

Христианский ритуал погребения имеет множество народных традиций, некоторые из которых имеют многовековую историю. К одним из таких ритуалов относится бросание горстей земли в могилу покойного во время погребения. Несмотря на распространенность ритуала, многие не могут объяснить в чем смысл данного обряда, откуда он произошел, и как его правильно проводить. Обо всех правилах старинного обряда, с небольшим экскурсом в историю, Вам поведает ритуальное агентство «Эдем» в Днепре.

Читайте также:  Зуд под и сыпь под мышками

Откуда пришла традиция бросать горсть земли в могилу?

Многие традиции пришли к нам еще со времен язычества. Некоторые из них укоренились, и применяются в народе. О ритуале бросать землю в могилу покойному известно следующее:

  • В языческие времена тела покойников сжигали, пепел собирали в импровизированную урну, которую окружали вещами усопшего. Все родственники и друзья бросали поверх урны и вещей горсти земли до тех пор, пока они полностью не покроются слоем грунта. Вокруг могилы сооружали домовину – жилище для души умершего, куда и приносили дары, угощения.
  • Древние славяне верили, что земля, которая покрывает бренное тело усопшего целебная, и отличается особым плодородием. И потому, каждый на похоронах, старался приложиться к целебной земле, бросив в могилу ее горсть.
  • Гробы появились в 6 веке, и хоронили в них только богатых и знатных людей. При захоронении было принято насыпать в шапку покойного столько земли сколько влезет и высыпать прямо на гроб. При захоронении военных, землю сыпали в его шлем. После могилу засыпали землей, формируя могильный холм.
  • С возникновением православия данная традиция претерпела изменения. Обряд связанный с бросанием земли на гроб связывали с бренностью человеческого жития. Таким образом близкие люди прощаются с усопшим, предавая его земле, и надеясь на его воскрешение.

Традиция, пришедшая к нам испокон веков, является напоминанием того, что жизнь человека не вечна, и все, когда-нибудь, будут преданы земле. Могильная земля во все века считалась необычной, и потому в дореволюционные времена многие храмы возводились на кладбищах.

Как проводится обряд у других народов

Почему в гроб сыплют землюВ Осетии всегда существовал обряд посвящения земли. Во время похорон старейшина поселения или семьи должен был трижды взять горсть земли и крестообразно посыпать ее на грудь покойника, приговаривая при этом слова «чтобы тот без греха вошел в предназначенную ему землю». Такой же обычай диктовала и армянская церковь. Священник должен был посыпать покойного землей, и только после тело покрывалось саваном и опускалось в могилу.

В исламе, после того, как тело покойного опущено в могилу, каждый присутствующий на похоронах мужчина, бросает горсть земли со словами «Все мы принадлежим Аллаху и воистину, мы к Нему вернемся». После того, как могильный холм сооружен, его поливают водой и бросают семь горстей земли, читая при этом молитву.

В иудаизме после опускания гроба в могилу, принято бросить три лопаты земли. Ритуал выполняют все пришедшие, при этом лопату не передают из рук в руки, а каждый раз кладут или втыкают в землю. При проведении обряда каждый проговаривает «Да упокоится его душа с миром».

Сколько горстей земли нужно кинуть?

Почему в гроб сыплют землюНа православных похоронах принято бросать одну или три горсти земли на крышку опущенного гроба. По мнению священников, количество горстей не имеет никакого значения, самое главное в этот момент помолиться за душу усопшего, простить ему старые обиды и долги, не таить зла на новопреставленного.

Данная традиция важна и для того, кто прощается и для покойного. Человек бросающий землю в могилу, в данный момент, как бы остается один на один с усопшим, и может попросить прощение у покойного, простить его грехи и пожелать ему доброго пути в новом мире. Для умершего важно спокойно перейти в мир иной, и если душа будет чувствовать, что прощена близкими людьми, то переход будет менее болезненным. Есть мнение, что непрощенные обиды живых, могут причинять покойному сильные душевные страдания.

В простонародье существует и другое мнение на данный обряд. Считается, что обряд помогает усопшему оставаться в мире мертвых и не беспокоить своим присутствием живых. Если кто-то на похоронах проигнорировал обряд, душа покойного может возвращаться и причинять страдания живым в виде ночных кошмаров. Безусловно, данное суеверие относится к домыслам, и церковь отрицает наличие данных явлений.

Какой рукой нужно бросать землю

Почему в гроб сыплют землю

Земля считается древним источником силы, которой люди с древних времен пользовались и передавали потомкам. По сказаниям предков, левая рука принимает энергию, а правая отдает. И потому, чтобы ритуал с землей не стал причиной неприятностей в жизни, принято бросать горсти земли левой рукой, стоя с левой стороны могилы.

Первым горсть земли должен бросать священник, осеняя при этом гроб крестом. Все жесты священника сопровождаются молитвами об отпущении грехов. Далее священник посыпает тело пеплом из кадила, что символизирует угасание жизни и переход души в иной мир. Крышку гроба забивают работники ритуального агентства, и опускают в могилу с помощью полотен. Затем священник еще немного бросает земли на уже опущенный гроб.

Далее ритуал соблюдают близкие родственники покойного, затем друзья, коллеги и сослуживцы. Землю нужно брать с края могилы, но осторожно, чтобы не поскользнуться на мокром грунте, и не упасть вниз. Брать землю можно с помощью платка, который раздается всем пришедшим, а можно голой рукой. Говорить фразу «Пусть земля будет пухом» не стоит, так как она имеет языческие корни, и более подробно узнать ее происхождение можно здесь. Лучше пожелать усопшему «Царствия Небесного» и мирного упокоения.

После посещения кладбища и перед поминальной трапезой, руки нужно как следует вымыть, чтобы смыть не только могильную грязь, но и кладбищенскую энергетику.

Источник

Некоторые священники объясняют это суеверием. Например, неграмотные люди считают, что если они бросят землю в могилу, то им «покойник не будет сниться» или «призрак не будет преследовать».

Читайте также:  Аллергическая сыпь на боку

Суеверия и язычество

Современные язычники пытаются объяснить возникновение обычая древнеславянской традицией похорон. Действительно, примерно до V века народы, проживающие на территории Древней Руси, по древнеиранскому обычаю сжигали тела умерших соплеменников, после чего помещали прах в урну. Существует версия, по которой в обряде захоронения урны с прахом принимали участие все родственники. Каждый из них руками бросал на урну, окруженную вещами покойного, землю, и она быстро оказывалась погребенной под толщей земли. После этого над местом захоронения возводили домовину – маленькое «жилище», где якобы после смерти обитала душа покойника.

С VI века древние славяне начали хоронить покойников под курганами и просто в земле. Считается, что обычай сыпать землю в могилу покойного как бы символизирует общность похорон, причастность к ним. Так на похоронах какого-нибудь князя каждый в его дружине был обязан принести на могилу шлем, наполненный землей.

Еще одна версия происхождения обычая уводит нас в дебри язычества: якобы земля, принимающая тело умершего человека – живая, и каждый из его родственников таким образом приобщается к ней, прося её сделаться «пухом» для покойника. Но такие объяснения чаще всего маловразумительны и не имеют под собой твердой почвы.

И армянин, и мариец

Между тем подобный обряд существует у многих народов, например, у осетин существовал обряд посвящения земли покойнику. На похоронах один из старейшин, которому подносили на лопате землю, трижды брал ее горстью и посыпал её крестообразно на грудь покойника, «чтобы тот без греха вошел в предназначенную ему землю». Об этом в труде «Обычай «посвящения земли в погребальной обрядности осетин» писал историк Анзор Валерьевич Дарчиев.

Подобный обычай описывает этнограф Климентий Германович Юадаров в труде «Горные марийцы»: «Доезжают до кладбища. Ставят гроб. С лица покойника снимают холст и уже прощаются в последний раз. Закрыв лицо холстом, сверху посыпают землёй в знак предания тела земле».

В армянской церкви существовал такой же обычай – крестообразно посыпать покойного освященной землей, а потом покрывать его сверху покрывалом и уже после этого закрывать гроб.

Обычай аврамических религий

Если обратить внимание на погребальные обряды в аврамических религиях, то окажется, что подобное есть в каждой из них. Православные христиане трижды бросают горсть земли в могилу, причем первым это делает священник, отпевающий покойного. Он, с молитвой, крестообразно посыпает освященной землей гроб (в других случаях – грудь покойного, а в некоторых храмах посыпали углы гроба).

В исламе после опускания тела в могилу каждый из присутствующих мужчин бросает в неё горсть земли, произнося при этом стих Корана «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему» (2:156), после сооружения холмика могилу поливают водой и бросают на нее семь горстей земли, читая молитву, в которой говорится, что человек создан из земли, возвращается в землю, но вскоре будет «изведен из неё».

В иудаизме после опускания гроба каждый бросает внутрь могилы три лопаты земли, причем лопату из рук в руки не передают, а каждый раз втыкают ее в землю. При этом каждый молиться о душе покойного: «Да упокоится его душа с миром». Потом каждый бросает по три горсти земли и читают Кадиш – еврейскую молитву, которая прославляет Бога и выражает надежду на спасение.

Очевидно, что изначальная традиция бросать землю в могилу произошла от более древней религии – то есть от иудаизма. Но откуда она вязалась там? Ведь в библейские времена покойных евреи хоронили «во гробах» – в пещерах-склепах, где тело истлевало, а кости потом складывали в специальные ящики – оссуарии.

Все дело в земле обетованной?

Оказывается, все дело дело в том, что иудеи верили и верят, что воскреснут только те из них, кто похоронен во святой земле Палестины. Поэтому и возник обычай при рассеянии евреев по всей земле класть в могилу каждому из них святую землю из Иерусалима, – так объясняет возникновение обычая историк РПЦ Иван Егорович Троицкий в книге «Талмудическое учение о посмертном состоянии и конечной участи людей…» Он указывает, что положение святой иерусалимской земли в гроб или посыпание ею могилы покойного связано с верой иудеев «в ее чудесное действие».

Формула напоминания о смерти

Настоятель храма св. апостолов Петра и Павла (Волгоград) иерей Алексий Плужников в статье «Христианский обряд погребения» указывает, что в православии никакого мистического смысла в обычай посыпать освященной землей покойных не вкладывается. Делают это лишь для того, чтобы лишний раз напомнить присутствующим о бренности земного существования, и о том, что созданы мы из глины, в глину же и отойдем: «Земля еси и в землю отыдеши».

До революции кладбища располагались при храмах, и в них отпевали каждого православного человека. После отпевания священник вместе с прихожанами шел на кладбище, и когда в могилу опускали гроб, брал лопату, и бросал землю вниз, читая молитву, показывая всем, что из земли мы созданы и в землю возвращаемся.

При большевиках, когда храмов стало мало, отпевать стали заочно. Освященная земля выдавалась родственникам, чтобы они отвезли ее на могилу и там рассыпали, напомнив себе и родным о бренности сосуществования, о конечности бытия.

Когда вера стала иссякать, обычай совершенно оторвался от православия и превратился в некий самодостаточный обряд «прощания», в который со временем стали вкладывать и языческий смысл. Землю снова стали считать главным моментом в погребении, а пожелание усопшему «Царствия небесного!» превратилось в обыденно-атеистическое «Земля пухом!» .

Сегодня священники делают все, чтобы проповедью сломать традицию, однако без понимая сути происходящего на похоронах сделать это сложно.

Источник