Сыплет дождик большие горошины

Сыплет дождик большие горошины thumbnail

Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.

Анализ стихотворения «Сентябрь» Заболоцкого

Николай Алексеевич Заболоцкий — мастер пейзажной лирики. В стихотворении «Сентябрь» он смотрит на начало осени не только как поэт, но и как живописец.

Стихотворение в 1957 году. Его автору исполнилось 54 года, у него случился кризис в семейной жизни, а жить ему остался всего один год. Он издал сборник «Последняя любовь», закончил перевод «Витязя в тигровой шкуре». По жанру — пейзажная лирика, по размеру — трехстопный анапест с перекрестной рифмой, 5 строф. Лирический герой — сам автор. В юности Н. Заболоцкий увлекался рисованием. Вот и в этом стихотворении он просит смелого художника схватить и передать красоту сентябрьских дней. Месяц начинается вполне по-осеннему: сыплет дождик, рвется ветер. Но вот наступает «бабье лето», последние недели или дни сентября: в царство тумана и морока первый луч летит. Значит, еще разойдутся тучи, станет прозрачным воздух, будет еще тепло и сухо. «Орешина, вспыхнув, засияла»: имеются в виду красная, желтая листва и побуревшие прицветники, окружающие каждый орешек.

Что ж, самое время браться за кисть и писать шедевр. «Золотой и гранатовой»: только такими красками можно передать очарование этого дерева. Поэт просит изобразить орешник метафорически, как молодую царевну. Чтобы она стала олицетворением осени и уходящего сентября: на заплаканном (дождями), беспокойно скользящей улыбкою (ветерком), вечно юную (перед наступлением настоящей, предзимней осени). Уже в первых строфах Н. Заболоцкий обращается к читателю на «ты» и в повелительном наклонении, но только чуть позднее становится ясно, что читатель должен быть еще и живописцем: нарисуй эту девушку мне. Он как бы советует читателю поспешить, не раздумывать. Уменьшительные суффиксы придают больше трепета этому произведению: дождик, деревце. Повторы: нарисуй, значит. Противопоставление: непогодь, нечистая даль и первый луч солнца, придающий всему вокруг мягкое сияние. Эпитеты: взъерошенный, зыбкою. Метафора: даль занавешена, большие горошины. Метонимия: царство. Множество сравнений: как арку из каменных плит, словно девушка, золотой, как огонь, словно деревце. Олицетворения: сыплет, рвется, закрывается тополь. Первая строфа построена на приеме инверсии.

Для зрелого творчества Н. Заболоцкого характерны классическая форма и философское содержание. Поэт умеет вовлечь в круг своих гармоничных образов даже неподготовленного читателя.

  • Следующий стих → Николай Заболоцкий — Сквозь волшебный прибор Левенгука
  • Предыдущий стих → Николай Заболоцкий — Сказка о кривом человечке

Читать стих поэта Николай Заболоцкий — Сентябрь на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

article430821.jpg

Сентябрь

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.

1957

Анализ стихотворения Заболоцкого «Сентябрь»

Трепетная любовь к родной природе появилась у Заболоцкого уже в
раннем возрасте. Детские годы будущий поэт провел в Кизической слободе,
что неподалеку от Казани, и в селе Сернур, расположенном в Вятской
губернии. В юности Николай Алексеевич увлекся рисованием. Особенно
нравилось ему творчество Брейгеля, Филонова, Шагала. Любовь к живописи
позволила приобрести Заболоцкому бесценный навык – умение смотреть на
окружающий мир глазами художника. В виду вышесказанного становится
понятно, почему поэт сумел стать превосходным мастером пейзажной лирики.
Тема природы была близка ему на протяжении всего творческого пути.
Именно ей посвящено стихотворение «Сентябрь», датированное 1957 годом.

Рассматриваемый текст можно с некоторой долей условности разделить на
две части. Первая – это начальная строфа. В ней мрачными красками
рисуется сентябрьский пейзаж – льет дождь, «рвется ветер», даль затянута
тучами. Такая картина способна даже самого веселого и оптимистичного
человека вогнать в тоску. Впрочем, долго унынию Заболоцкий предаваться
не собирается. Уже во втором четверостишии появляется просветление. Его
олицетворяет первый луч, летящий в царство тумана и морока. Постепенно
надежда на лучшее расцветает все больше и больше. Лирический герой
верит, что «даль не навек занавешена». В конце сентября засияла орешина,
которую поэт сравнил с зардевшейся девушкой, молодой царевной в венце.
Под лучом света природа преобразилась, ожила, засияла. Она настолько
чудесна, что достойна кисти живописца. Герой призывает его запечатлеть
осенний пейзаж, используя золотую и гранатовую краски – главные цвета
сентября. В начале стихотворения упоминается взъерошенный тополь, в
середине – засиявшая орешина. Благодаря противопоставлению двух
деревьев, у Заболоцкого получается передать смену погоды, превращение
природы из буйной в спокойную.

Можно предположить, что стихотворение «Сентябрь» — это не просто
рассказ об осени. За описаниями пейзажей просматривается философская
составляющая. Иногда так бывает, что человек не видит в собственной
жизни просвета, угнетенный свалившимися на него несчастьями. Заболоцкий
словно призывает верить – хорошее где-то близко, лучшее будущее
обязательно наступит, нужно только найти в себе силы разглядеть первый
луч, который подарит надежду, хотя бы немного рассеет сгустившуюся тьму.

<=Заболоцкий Николай Алексеевич (1903-1958): все стихи здесь=>

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

Pishi-stihi.ru »

Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.

Дата создания: 1957 г.

Читайте также:  Зудящая сыпь у младенца

Анализ стихотворения Заболоцкого «Сентябрь»

Трепетная любовь к родной природе появилась у Заболоцкого уже в раннем возрасте. Детские годы будущий поэт провел в Кизической слободе, что неподалеку от Казани, и в селе Сернур, расположенном в Вятской губернии. В юности Николай Алексеевич увлекся рисованием. Особенно нравилось ему творчество Брейгеля, Филонова, Шагала. Любовь к живописи позволила приобрести Заболоцкому бесценный навык – умение смотреть на окружающий мир глазами художника. В виду вышесказанного становится понятно, почему поэт сумел стать превосходным мастером пейзажной лирики. Тема природы была близка ему на протяжении всего творческого пути. Именно ей посвящено стихотворение «Сентябрь», датированное 1957 годом.

Рассматриваемый текст можно с некоторой долей условности разделить на две части. Первая – это начальная строфа. В ней мрачными красками рисуется сентябрьский пейзаж – льет дождь, «рвется ветер», даль затянута тучами. Такая картина способна даже самого веселого и оптимистичного человека вогнать в тоску. Впрочем, долго унынию Заболоцкий предаваться не собирается. Уже во втором четверостишии появляется просветление. Его олицетворяет первый луч, летящий в царство тумана и морока. Постепенно надежда на лучшее расцветает все больше и больше. Лирический герой верит, что «даль не навек занавешена». В конце сентября засияла орешина, которую поэт сравнил с зардевшейся девушкой, молодой царевной в венце. Под лучом света природа преобразилась, ожила, засияла. Она настолько чудесна, что достойна кисти живописца. Герой призывает его запечатлеть осенний пейзаж, используя золотую и гранатовую краски – главные цвета сентября. В начале стихотворения упоминается взъерошенный тополь, в середине – засиявшая орешина. Благодаря противопоставлению двух деревьев, у Заболоцкого получается передать смену погоды, превращение природы из буйной в спокойную.

Можно предположить, что стихотворение «Сентябрь» – это не просто рассказ об осени. За описаниями пейзажей просматривается философская составляющая. Иногда так бывает, что человек не видит в собственной жизни просвета, угнетенный свалившимися на него несчастьями. Заболоцкий словно призывает верить – хорошее где-то близко, лучшее будущее обязательно наступит, нужно только найти в себе силы разглядеть первый луч, который подарит надежду, хотя бы немного рассеет сгустившуюся тьму.

Автор: Заболоцкий

Источник

Вот и закончилось очередное лето. Как всегда, пролетело практически незаметно. Вот уже первое сентября. Деревья пока еще стоят зеленые, но уже скоро покроются багрянцем и позолотой, а затем и вовсе облетят.

Приход осени обычно вводит меня в состояние легкой грусти. А когда грустно, то нет ничего лучше, чем сесть со сборником стихов в кресло и послушать красивую музыку.

Представляю вашему вниманию подборку осенних стихотворений разных поэтов.

Начать хотелось бы со стихотворения Арсения Тарковского «Вот и лето прошло…». На самом деле, оно не совсем про времена года, скорее в целом про жизнь и про ее увядание. Но первые строчки крутились у меня в голове, наверное, всю последнюю неделю августа.

Арсений Тарковский

***

Вот и лето прошло,

Словно и не бывало.

На пригреве тепло.

Только этого мало.

Все, что сбыться могло,

Мне, как лист пятипалый,

Прямо в руки легло,

Только этого мало.

Понапрасну ни зло,

Ни добро не пропало,

Все горело светло,

Только этого мало.

Жизнь брала под крыло,

Берегла и спасала,

Мне и вправду везло.

Только этого мало.

Листьев не обожгло,

Веток не обломало…

День промыт, как стекло,

Только этого мало.

1967

Кстати, интересный факт: на эти стихи Тарковского написано несколько мелодий. Большая часть из них – бардами: Еленой Фроловой, Виктором Берковским, Александром Сухановым. Но вы наверняка слышали песню В. Матецкого «Только этого мало» в исполнении Софии Ротару. По-моему, это худший вариант музыкального сопровождения. Ротару надрывает связки, но ей совершенно не веришь.

Больше всего мне нравится песня, написанная Александром Сухановым.

День промыт, как стекло…

Следующим вполне логично напрашивается стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье…», точнее отрывок из стихотворения «Осень». Но у Пушкина речь идет об октябре, а у нас пока еще сентябрь. Поэтому обратимся к стихам, более близким к сентябрю и сентябрьскому настроению.

Ф.И. Тютчев

***

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё — простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь —

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

1857

Такая чарующая картина, когда буквально последние деньки мы видим чистое голубое небо. Чуть позднее оно затянется хмурыми тучами. У нас, по крайней мере, где-то до ноября дожди, а потом выпадает снег.

И льётся чистая и тёплая лазурь…

Афанасий Фет

Сентябрьская роза

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил своё чело,

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица роза,

Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня.

22 ноября 1890

Когда приходят заморозки, иногда становится жалко померзшие растения. Они, к сожалению, не могут уйти в дом и спрятаться от холода. Поэтому бабушки до последнего на дачах греют теплицы, пока еще есть хоть какая-то возможность выжать из огородных культур последний урожай.

Осенью, бывает, начинаешь вспоминать о весне, о том, как природа только начинает просыпаться.

Борис Пастернак

Золотая осень

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —

Как венец на новобрачной.

Лик березы — под фатой

Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля

Под листвой в канавах, ямах.

В желтых кленах флигеля,

Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре

На заре стоят попарно,

И закат на их коре

Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,

Чтоб не стало всем известно:

Так бушует, что ни шаг,

Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей

Эхо у крутого спуска

И зари вишневый клей

Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок

Старых книг, одежд, оружья,

Где сокровищ каталог

Перелистывает стужа.

1956

Где деревья в сентябре на заре стоят попарно. Не на заре, конечно, но попарно.

И главное, ведь никто не ноет в стихах, что наступила эта дурацкая осень, как же это бесит и так далее. Как-то поэты очарованы этим временем года. В крайнем случае, испытывают легкую грусть, хотя многим из них жилось еще тяжелее, чем нам. Вот Борис Пастернак к 1956 году уже успел пережить тяжелый инфаркт, получил отказ в публикации «Доктора Живаго», несколько раз безуспешно подавал заявку на соискание Нобелевской премии. В общем, жизнь была не слишком радужной, что не мешало поэту хотя бы в стихах наслаждаться окружающим миром.

Читайте также:  Аллергия на таблетки фото сыпь

Николай Заболоцкий

Сентябрь

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока

Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена

Облаками, и, значит, не зря,

Словно девушка, вспыхнув, орешина

Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай

Кисть за кистью, и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовой

Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую

Молодую царевну в венце

С беспокойно скользящей улыбкою

На заплаканном юном лице.

1957

Нарисуй, словно деревце, зыбкую молодую царевну в венце…

Как мы видим, для многих поэтов описание природы – только повод, чтобы порассуждать на другие, более отвлеченные и даже вечные темы.

И в завершении одно из моих любимых стихотворений. В нем, как мне кажется, очень точно отразилось то настроение, которое охватывает меня с приходом осени.

Юнна Мориц

Осень

Запах пены морской и горящей листвы

и цыганские взоры ворон привокзальных.

Это осень, мой друг! Это волны молвы

о вещах шерстяных и простудах банальных.

Кто зубами стучит в облака сентября,

кастаньетами клацает у колоколен?

Это осень, мой друг! Это клюв журавля,

это звук сотрясаемых в яблоке зерен.

Лишь бульварный фонарь в это время цветущ,

на чугунных ветвях темноту освещая.

Это осень, мой друг! Это свежая тушь

расползается, тщательно дни сокращая.

Скоро все, что способно, покроется льдом,

синей толщей классической толстой обложки.

Это осень, мой друг! Это мысли о том,

как поить стариков и младенцев из ложки.

Как дрожать одному надо всеми людьми,

словно ивовый лист или кто его знает…

Это осень, мой друг! Это слезы любви

по всему, что без этой любви умирает.

Год не нашла.

Запах пены морской и горящей листвы…

Для полного погружения в осеннюю атмосферу, можно послушать песню Вадима Мищука «Осень» как раз на эти стихи. Исполняют братья Вадим и Валерий Мищуки. Очень красивая песня.

С осенью вас, друзья! И с Днем знаний всех причастных!

Какие стихи об осени нравятся вам?

Источник

Тема урока

Н.А.Заболоцкий «Сентябрь»

Цель

Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением.

Задачи

Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помошью текста.

Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.

Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.

Планируемые результаты

Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом; основные качества полноценного чтения (правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность).

Формируемые УУД

– Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Основные понятия

Звук, строфа

Межпредметные связи

ИЗО

Оборудование

Учебник Н.А.Чураковой «Литературное чтение» (Программа «Перспективная начальная школа»).

Презентация к уроку

Репродукция

Технологическая карта урока по литературному чтению

Задачи этапа урока

(вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

I. Организация класса на работу

Задачи:

Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке.

Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.

Эпиграф к уроку:

«Пришел сентябрь с красками,

Коснулся листьев ласково

И деревце просто

Вдруг стало золотое»

Н. Светлячок

-Ребята, о каком времени года говорится в данном отрывке? (Об осени)

Слушают учителя, отвечают на его вопросы; размышляют над смыслом эпиграфа.

Развивают логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения.

Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД).

2 мин

II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.

Задачи:

Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.

-Как вы думаете, исходя из эпиграфа, какова тема урока? (Сентябрь, осень)

-Сегодня я хочу вас познакомить со стихотворением автора, который восхищался осенью. Тема урока Н.А.Заболоцкий «Сентябрь».

-Давайте попробуем сформулировать цель на наш урок. (Изучить стихотворение Н.А.Заболоцкого «Сентябрь» и проанализировать его)

Выдвигают предположение, о теме урока слушая музыкальное произведение; отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.

Учатся слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

2 мин

III. Изучение нового материала

1.Подготовка к восприятию нового материала.

Задачи:

Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.

C:UsersksDesktopKartina_akvarel_Andriyaka_Osen.jpg

-Посмотрите внимательно на репродукцию, что на ней изображено? (Природа осенью)

– По вашему мнению, какой месяц осени изображен на картине? (Начало осени- сентябрь)

-Какие ассоциации со словом «осень» у вас возникают? (Дождь, листья, ветер, школа)

-Какие прилагательные вы могли бы подобрать к описанию картины? (Золотая, желтая, теплая, уютная, мягкая)

Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения; участвуют в игре.

Учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

3 – 5 мин

2. Аналитико – синтетическая работа с текстом.

Задача:

Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке.

Чтение учителем стихотворения полностью:

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока

Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена

Облаками, и, значит, не зря,

Читайте также:  Сыпь в паховой области у женщины

Словно девушка, вспыхнув, орешина

Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай

Кисть за кистью, и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовой

Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую

Молодую царевну в венце

С беспокойно скользящей улыбкою

На заплаканном юном лице.

-Как вы думаете, к кому обращается лирический герой? Ведет ли он с кем-нибудь диалог или это мысли вслух, размышления? (В данном стихотворении лирический герой просто размышляет и высказывается вслух).

-На ваш взгляд, какие чувства испытывает лирический герой в стихотворении? (Чувство восхищения, нежности)

-Ребята, а что такое строфа? (Строфа- это повторяющиеся однотипные части рифмующихся строк, характеризующиеся некой законченностью мысли).

-В стихотворении Заболоцкого удивительная звукопись, с ее помощью автор передает разные впечатления, звуки природы, помогает лучше представить картину. Предлагаю вам самим в этом убедиться.

Чтение по строфам: необходимо прочитать стихотворение так, чтобы дети сами услышали и осознали звукопись стихотворения. Ставим перед детьми задачу: выяснить, какие именно впечатления хотел передать нам автор.

Учитель читает первую строфу, дети в это время внимательно слушают и пытаются определить, какие звуки наиболее отличительны и встречаются чаще других.

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

Далее проводим анализ строфы на предмет звуков:

-Сочетание, каких звуков помогает нам ярче представить описанную картину? ([Р], [Ш], [И])

-Какие звуки природы передаются с помощью данных звуков? (порывы ветра, стук дождя)

Учитель читает вторую строфу, предварительно поставив перед детьми ту же цель (какие звуки наиболее отличительны и встречаются чаще других).

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока

Первый луч, пробиваясь, летит.

-Сочетание, каких звуков нам встретилось? ([В], [З], [Р])

-Какое ощущение, на ваш взгляд, передают эти звуки? (Возникает ощущение пространства, можно увидеть картину как солнечный луч пробивается сквозь облака)

Значит, даль не навек занавешена

Облаками, и, значит, не зря,

Словно девушка, вспыхнув, орешина

Засияла в конце сентября.

-Сочетание, каких звуков вы отметили? ([Ш], [В], [С], [П], [И])

-Какую картину вы представляете, слыша эти звуки? (Можно увидеть как пылает и сияет орешина)

Вот теперь, живописец, выхватывай

Кисть за кистью, и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовой

Нарисуй эту девушку мне.

-Сочетание, каких звуков вам встретилось? ([Ж], [Х], [З], [Р])

-Какую картину автор передает с помощью этих звуков? (Представляются все описанные цвета)

Нарисуй, словно деревце, зыбкую

Молодую царевну в венце

С беспокойно скользящей улыбкою

На заплаканном юном лице.

-Какие звуки вы выделили? ([Р], [С], [К])

-Какую картину автор передает с помощью этих звуков? (Звук [С] создает ощущение приглушенности, умиротворенности, также можно услышать звук слезинок).

Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза.

Развивают свою художественную образную речь.

Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД);

Принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД).

10 мин.

3. Работа учащихся в микрогруппах

Задача:

Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности.

-А сейчас первая парта повернитесь ко второй, третья к четвертой, пятая к шестой и мы выполним работу в микрогруппах.

Карточка 1

Продолжите сочинение-миниатюру

«Золотая осень»:

Наступила осень, всё в природе меняется и вместе с ней…

Карточка 2

На месте пропусков вставьте слова, так чтобы получился новый вариант стихотворения:

Сыплет ______ большие _______,

Рвется ветер и ________.

______ тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь _________________,

В это _______ ______________

Первый луч, пробиваясь, ______.

Карточка 3

На месте пропусков вставьте слова, так чтобы получился новый вариант стихотворения:

Значит, даль не навек _________

Облаками, и, значит, не зря,

Словно _______, вспыхнув, ________

_________ в конце сентября.

 Вот теперь, живописец, _________

_______, и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовой

Нарисуй _________ мне.

 Нарисуй, словно деревце, ________

Молодую царевну _______

С _______________ улыбкою

На заплаканном юном лице.

Карточка 4

Продолжите стихотворение об осени:

Птицы улетают,

Цветы увядают,

Мир изменяя…

Карточка 5

Продолжите рассказ об осени:

Мы прощаемся с летом, которое ласково оберегало нас. А осень как будто жалеет полюбивших летнюю пору.

Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты и т. д.

Формируют у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивают творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике.

Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой. (познавательные УУД);

Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативныеУУД);

Учатся принимать и сохранять учебную задачу. (регулятивные УУД).

5 – 10 мин.

IV. Подведение итога урока.

Задача:

Обобщить полученные школьниками знания и закрепить.

-На этом наш урок подходит к концу.

-Ребята, стихотворение какого автора мы сегодня изучали? А как называется стихотворение?

-О чем говорилось в данном стихотворении? В чем отличительная черта стихотворений Заболоцкого?

Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы.

Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения.

Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);

Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД)

5 мин

V. Рефлексия

Задача:

Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.

-Вы все молодцы! Все славно потрудились. А теперь оцените самостоятельно свою работу на уроке: если все получилось и урок вам понравился, поднимите вверх зеленый кружок; если что-то немного не получилось, но в целом урок вам понравился, поднимите вверх желтый кружок; если урок вам не понравился, поднимите вверх красный кружок.

Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний.

Учащиеся учатся самостоятельной оценке своей деятельности.

Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Источник