Звездная сыпь булгаков о чем

Звездная сыпь булгаков о чем thumbnail

: 1917 год. Молодой сельский врач начинает борьбу с сифилисом, которым в деревнях заражены целые семьи. Больные не доводят лечение до конца, и врач добивается открытия в больнице специального отделения.

Повествование ведётся от лица молодого врача, имя которого в рассказе не упоминается. Действие происходит в 1917 году.

К работающему на земском участке молодому врачу, который окончил университет всего полгода назад, поступил больной с характерной сыпью, похожей на звёздное небо. Несмотря на неопытность, доктор сразу узнал болезнь — это был сифилис, бич русских деревень.

Врач долго объяснял сорокалетнему дядьке, что у него «нехорошая болезнь», и ему надо лечиться два года и лечить жену. К удивлению врача, дядька совсем не испугался. Он не поверил доктору и потребовал полоскания для заложенного горла, что было одним из вторичных признаков сифилиса.

Убедить больного доктору так и не удалось. Выйдя из кабинета через несколько минут после ухода дядьки, врач услышал, как тот шёпотом жалуется на невнима­тельность доктора, который, вместо того чтобы полечить глотку, говорит ерунду и даёт мазь для ног.

Целый месяц доктор ждал на приём дядьку или его жену, потом упрямый пациент забылся.

Если он жив, время от времени он и его жена ездят в местную больницу. Жалуются на язвы на ногах. ‹…› И молодой врач ‹…› пишет в книге: «Луес 3»…

Вскоре к доктору пришла испуганная молодая женщина, муж которой болел сифилисом и, предполо­жительно, заразил её. Она была одной из немногих, решивших лечиться до конца. Каждую субботу в течение четырёх месяцев женщина приезжала в Мурьево на обследование. Наконец, к изумлению доктора, выяснилось, что женщина каким-то чудом не заразилась.

Вскоре она вернулась, принесла доктору масла и яиц, которые тот не взял. Потом, в голодные революционные годы, врач часто вспоминал это масло…

Четыре месяца, пока проходили обследования женщины, доктор листал старые амбулаторные книги и находил всё новые записи о сифилисе. В основном это был вторичный и третичный люэс, с первичным почти никто не обращался. Это означало, что крестьяне не имели никакого понятия о сифилисе, и первичные язвы никого не пугали.

Болели «дурной болезнью» не только взрослые, но и маленькие дети, ведь чаще всего в семьях ели из одной миски, а ложки и полотенца были общими. Заражёнными оказывались целые семьи.

Учи меня, глушь! Учи меня, тишина деревенского дома! Да, много интересного расскажет старая амбулатория юному врачу.

Сифилис стал главным врагом молодого врача. Он видел его всюду, во всех проявлениях и стадиях, приобретённый и наследованный. Некоторых больных удавалось вылечить, но большинство уезжало после первого приёма и больше не возвращалось. Крестьяне не боялись этой болезни и не считали нужным тратить время на лечение.

Доктор возмужал, стал сосредоточен, угрюм, мечтал вернуться из своей ссылки в город и там продолжать борьбу с сифилисом. Однажды к нему на приём пришла молодая и красивая женщина с тремя маленькими детьми. Все четверо были покрыты звёздной сыпью и язвами.

Доктор постарался напугать женщину, и она осталась лечиться. После этого врач добился, чтобы в Мурьевской больнице открыли отделение для сифилитиков — бедное, с рваным бельём и двумя шприцами, но действующее. Мать с тремя детьми стала первой пациенткой нового отделения, и доктор с радостью наблюдал, как тает на детских телах звёздная сыпь.

Источник

1926
Краткое содержание рассказа
из цикла «Записки юного врача»
Читается за 4 минуты, оригинал — 25 мин

Очень кратко

1917 год. Молодой сельский врач начинает борьбу с сифилисом, которым в деревнях заражены целые семьи. Больные не доводят лечение до конца, и врач добивается открытия в больнице специального отделения.

Повествование ведётся от лица молодого врача, имя которого в рассказе не упоминается. Действие происходит в 1917 году.

К работающему на земском участке молодому врачу, который окончил университет всего полгода назад, поступил больной с характерной сыпью, похожей на звёздное небо. Несмотря на неопытность, доктор сразу узнал болезнь — это был сифилис, бич русских деревень.

Врач долго объяснял сорокалетнему дядьке, что у него «нехорошая болезнь», и ему надо лечиться два года и лечить жену. К удивлению врача, дядька совсем не испугался. Он не поверил доктору и потребовал полоскания для заложенного горла, что было одним из вторичных признаков сифилиса.

Убедить больного доктору так и не удалось. Выйдя из кабинета через несколько минут после ухода дядьки, врач услышал, как тот шёпотом жалуется на невнима­тельность доктора, который, вместо того чтобы полечить глотку, говорит ерунду и даёт мазь для ног.

Целый месяц доктор ждал на приём дядьку или его жену, потом упрямый пациент забылся.

Если он жив, время от времени он и его жена ездят в местную больницу. Жалуются на язвы на ногах. ‹…› И молодой врач ‹…› пишет в книге: «Луес 3»…

Вскоре к доктору пришла испуганная молодая женщина, муж которой болел сифилисом и, предполо­жительно, заразил её. Она была одной из немногих, решивших лечиться до конца. Каждую субботу в течение четырёх месяцев женщина приезжала в Мурьево на обследование. Наконец, к изумлению доктора, выяснилось, что женщина каким-то чудом не заразилась.

Вскоре она вернулась, принесла доктору масла и яиц, которые тот не взял. Потом, в голодные революционные годы, врач часто вспоминал это масло…

Четыре месяца, пока проходили обследования женщины, доктор листал старые амбулаторные книги и находил всё новые записи о сифилисе. В основном это был вторичный и третичный люэс, с первичным почти никто не обращался. Это означало, что крестьяне не имели никакого понятия о сифилисе, и первичные язвы никого не пугали.

Читайте также:  Может ли быть аллергическая сыпь на алкоголь

Болели «дурной болезнью» не только взрослые, но и маленькие дети, ведь чаще всего в семьях ели из одной миски, а ложки и полотенца были общими. Заражёнными оказывались целые семьи.

Учи меня, глушь! Учи меня, тишина деревенского дома! Да, много интересного расскажет старая амбулатория юному врачу.

Сифилис стал главным врагом молодого врача. Он видел его всюду, во всех проявлениях и стадиях, приобретённый и наследованный. Некоторых больных удавалось вылечить, но большинство уезжало после первого приёма и больше не возвращалось. Крестьяне не боялись этой болезни и не считали нужным тратить время на лечение.

Доктор возмужал, стал сосредоточен, угрюм, мечтал вернуться из своей ссылки в город и там продолжать борьбу с сифилисом. Однажды к нему на приём пришла молодая и красивая женщина с тремя маленькими детьми. Все четверо были покрыты звёздной сыпью и язвами.

Доктор постарался напугать женщину, и она осталась лечиться. После этого врач добился, чтобы в Мурьевской больнице открыли отделение для сифилитиков — бедное, с рваным бельём и двумя шприцами, но действующее. Мать с тремя детьми стала первой пациенткой нового отделения, и доктор с радостью наблюдал, как тает на детских телах звёздная сыпь.

Предыдущая

ПересказыКраткое содержание «Пропавшего глаза» Булгакова

Следующая

ПересказыКраткое содержание «Тьмы египетской» Булгакова

Источник

Михаил Булгаков
Звездная сыпь

Это он. Чутье мне подсказало. На знание мое рассчитывать не приходилось. Знания у меня, врача, шесть месяцев тому назад окончившего университет, конечно, не было.

Я побоялся тронуть человека за обнаженное и теплое плечо (хотя бояться было нечего) и на словах велел ему:

– Дядя, а ну-ка, подвиньтесь ближе к свету!

Человек повернулся так, как я этого хотел, и свет керосиновой лампы-молнии залил его желтоватую кожу. Сквозь эту желтизну на выпуклой груди и на боках проступала мраморная сыпь. «Как в небе звезды», – подумал я и с холодком под сердцем склонился к груди, потом отвел глаза от нее, поднял их на лицо. Передо мной было лицо сорокалетнее, в свалявшейся бородке грязно-пепельного цвета, с бойкими глазками, прикрытыми напухшими веками. В глазках этих я, к великому моему удивлению, прочитал важность и сознание собственного достоинства.

Человек помаргивал и оглядывался равнодушно и скучающе и поправлял поясок на штанах.

«Это он – сифилис», – вторично мысленно и строго сказал я. В первый раз в моей врачебной жизни я натолкнулся на него, я – врач, прямо с университетской скамеечки брошенный в деревенскую даль в начале революции.

На сифилис этот я натолкнулся случайно. Этот человек приехал ко мне и жаловался на то, что ему заложило глотку. Совершенно безотчетно и не думая о сифилисе, я велел ему раздеться и вот тогда увидел эту звездную сыпь.

Я сопоставил хрипоту, зловещую красноту в глотке, странные белые пятна в ней, мраморную грудь и догадался. Прежде всего я малодушно вытер руки сулемовым шариком, причем беспокойная мысль: «Кажется, он кашлянул мне на руки», – отравила мне минуту. Затем беспомощно и брезгливо повертел в руках стеклянный шпатель, при помощи которого исследовал горло моего пациента. Куда бы его деть?

Решил положить на окно, на комок ваты.

– Вот что, – сказал я, – видите ли… Гм… По-видимому… Впрочем, даже наверно… У вас, видите ли, нехорошая болезнь – сифилис…

Сказал это и смутился. Мне показалось, что человек этот очень сильно испугается, разнервничается…

Он нисколько не разнервничался и не испугался. Как-то сбоку он покосился на меня, вроде того как смотрит круглым глазом курица, услышав призывающий ее голос. В этом круглом глазе я очень изумленно отметил недоверие.

– Сифилис у вас, – повторил я мягко.

– Это что же? – спросил человек с мраморной сыпью.

Тут остро мелькнул у меня перед глазами край снежно-белой палаты, университетской палаты, амфитеатр с громоздящимися студенческими головами и седая борода профессора-венеролога… Но быстро я очнулся и вспомнил, что я в полутора тысячах верст от амфитеатра и в сорока верстах от железной дороги, в свете лампы-молнии… За белой дверью глухо шумели многочисленные пациенты, ожидающие очереди. За окном неуклонно смеркалось и летел первый зимний снег.

Я заставил пациента раздеться еще больше и нашел заживающую уже первичную язву. Последние сомнения оставили меня, и чувство гордости, неизменно являющееся каждый раз, когда я верно ставил диагноз, пришло ко мне.

– Застегивайтесь, – заговорил я, – у вас сифилис! Болезнь весьма серьезная, захватывающая весь организм. Вам долго придется лечиться!..

Тут я запнулся, потому что – клянусь! – прочел в этом, похожем на куриный, взоре удивление, смешанное явно с иронией.

– Глотка вот захрипла, – молвил пациент.

– Ну да, вот от этого и захрипла. От этого и сыпь на груди. Посмотрите на свою грудь…

Читайте также:  Хозяйственное мыло от сыпи

Человек скосил глаза и глянул. Иронический огонек не погасал в глазах.

– Мне бы вот глотку полечить, – вымолвил он.

«Что это он все свое? – уже с некоторым нетерпением подумал я. – Я про сифилис, а он про глотку!»

– Слушайте, дядя, – продолжал я вслух, – глотка дело второстепенное. Глотке мы тоже поможем, но, самое главное, нужно вашу общую болезнь лечить. И долго вам придется лечиться – два года.

Тут пациент вытаращил на меня глаза. И в них я прочел свой приговор: «Да ты, доктор, рехнулся!»

– Что ж так долго? – спросил пациент. – Как это так два года?! Мне бы какого-нибудь полоскания для глотки…

Внутри у меня все загорелось. И я стал говорить. Я уже не боялся испугать его. О нет! Напротив, я намекнул, что и нос может провалиться. Я рассказал о том, что ждет моего пациента впереди, в случае, если он не будет лечиться как следует. Я коснулся вопроса о заразительности сифилиса и долго говорил о тарелках, ложках и чашках, об отдельном полотенце…

– Вы женаты? – спросил я.

– Жанат, – изумленно отозвался пациент.

– Жену немедленно пришлите ко мне! – взволнованно и страстно говорил я. – Ведь она тоже, наверное, больна?

Источник

Звёздная сыпь

1926

Микропересказ: 1917 год. Молодой сельский врач начинает борьбу с сифилисом, которым в деревнях заражены целые семьи. Больные не доводят лечение до конца, и врач добивается открытия в больнице специального отделения.

Повествование ведётся от лица молодого врача, имя которого в рассказе не упоминается. Действие происходит в 1917 году.

К работающему на земском участке молодому врачу, который окончил университет всего полгода назад, поступил больной с характерной сыпью, похожей на звёздное небо. Несмотря на неопытность, доктор сразу узнал болезнь — это был сифилис, бич русских деревень.

Врач долго объяснял сорокалетнему дядьке, что у него «нехорошая болезнь», и ему надо лечиться два года и лечить жену. К удивлению врача, дядька совсем не испугался. Он не поверил доктору и потребовал полоскания для заложенного горла, что было одним из вторичных признаков сифилиса.

Убедить больного доктору так и не удалось. Выйдя из кабинета через несколько минут после ухода дядьки, врач услышал, как тот шёпотом жалуется на невнимательность доктора, который, вместо того чтобы полечить глотку, говорит ерунду и даёт мазь для ног.

Целый месяц доктор ждал на приём дядьку или его жену, потом упрямый пациент забылся.

Если он жив, время от времени он и его жена ездят в местную больницу. Жалуются на язвы на ногах. <…> И молодой врач <…> пишет в книге: «Луес 3»…

Вскоре к доктору пришла испуганная молодая женщина, муж которой болел сифилисом и, предположительно, заразил её. Она была одной из немногих, решивших лечиться до конца. Каждую субботу в течение четырёх месяцев женщина приезжала в Мурьево на обследование. Наконец, к изумлению доктора, выяснилось, что женщина каким-то чудом не заразилась.

Вскоре она вернулась, принесла доктору масла и яиц, которые тот не взял. Потом, в голодные революционные годы, врач часто вспоминал это масло…

Четыре месяца, пока проходили обследования женщины, доктор листал старые амбулаторные книги и находил всё новые записи о сифилисе. В основном это был вторичный и третичный люэс, с первичным почти никто не обращался. Это означало, что крестьяне не имели никакого понятия о сифилисе, и первичные язвы никого не пугали.

Болели «дурной болезнью» не только взрослые, но и маленькие дети, ведь чаще всего в семьях ели из одной миски, а ложки и полотенца были общими. Заражёнными оказывались целые семьи.

Учи меня, глушь! Учи меня, тишина деревенского дома! Да, много интересного расскажет старая амбулатория юному врачу.

Сифилис стал главным врагом молодого врача. Он видел его всюду, во всех проявлениях и стадиях, приобретённый и наследованный. Некоторых больных удавалось вылечить, но большинство уезжало после первого приёма и больше не возвращалось. Крестьяне не боялись этой болезни и не считали нужным тратить время на лечение.

Доктор возмужал, стал сосредоточен, угрюм, мечтал вернуться из своей ссылки в город и там продолжать борьбу с сифилисом. Однажды к нему на приём пришла молодая и красивая женщина с тремя маленькими детьми. Все четверо были покрыты звёздной сыпью и язвами.

Доктор постарался напугать женщину, и она осталась лечиться. После этого врач добился, чтобы в Мурьевской больнице открыли отделение для сифилитиков — бедное, с рваным бельём и двумя шприцами, но действующее. Мать с тремя детьми стала первой пациенткой нового отделения, и доктор с радостью наблюдал, как тает на детских телах звёздная сыпь.

Читайте также:  Мельчайшая сыпь на ладонях чешется

Источник

Актуальность

В рассказе «Звёздная сыпь» М.А. Булгаковым была поднята проблема широко распространённого в начале XX века венерического заболевания – сифилиса. В начале XXI века проблемой является рост удельного веса скрытых форм сифилиса, нейросифилиса. В связи с этим очевидна необходимость умения любого врача-специалиста вовремя обнаружить больного сифилисом.

Связь медицины с литературой следует рассматривать как необходимое условие получения качественного медицинского образования. Успех лечения во многом зависит не только от знания специальных дисциплин, но и, в целом, от мировоззренческой подготовки медицинского работника. Литературные произведения могут служить иллюстративными материалами к учебным пособиям, дополнительными источниками информации для более глубокого изучения симптомов и последствий заболевания, психологического состояния больного и, в конечном итоге, для расширения опыта начинающего врача.

Цели

1. Исследовать иллюстративные возможности литературных текстов, отражающих тему сифилиса, как дополнительных источников информации для начинающего врача.

2. Создать сборник «Дополнительные литературно-художественные материалы к изучению темы сифилиса».

Задачи

1. Изучить научную литературу о заболевании.

2. Разработать анкету «Особенности восприятия будущими медиками литературных текстов», провести опрос среди респондентов и проанализировать полученные результаты.

3. Собрать материалы из произведений художественной литературы, содержащие описания физических и психологических состояний больных сифилисом.

4. Проанализировать достоверность описаний симптомов сифилиса в художественных произведениях.

5. Сопроводить художественные описания заболевания научными комментариями.

6. Подобрать иллюстрации к собранным художественным описаниям, достоверно изображающие различные проявления сифилиса.

Описание

На первом этапе автором была изучена научная литература по теме исследования, в ходе чего была установлена история возникновения сифилиса, классификация, пути приобретения заболевания, основные симптомы на различных стадиях болезни.

На следующем этапе проведено анкетирование «Особенности восприятия будущими медиками литературных текстов» среди обучающихся 10–11 медицинских классов. В опросе приняли участие 111 человек. Респондентам было задано три вопроса: два открытых, позволяющих установить, читали ли они художественные произведения о болезнях, и если читали, то какие, а также 1 закрытый с выбором одного или нескольких альтернативных ответов, позволяющий выявить реакцию будущих медиков на художественное описание болезни.

Затем автор подготовил основу для сборника «Дополнительные литературно-художественные материалы к изучению темы сифилиса». Всего было отобрано 13 фрагментов из произведений художественной литературы среди отечественных и зарубежных авторов. Каждый фрагмент содержал описание физического и психологического состояния больного. Для сборника были использованы фрагменты из произведений Вольтера, П. Мирного, А. И. Куприна, И. Э. Бабеля, М. А. Булгакова, М. А. Шолохова, В. В. Маяковского и др.

Результаты

1. При анализе анкетирования были получены следующие результаты, которые оформлены в виде диаграммы.

Звездная сыпь булгаков о чем

53 человека отметили возникшее после прочтения чувство сопереживания, 59 человек – представление об описываемой болезни. 55 человек заявили о возникшем желании узнать больше о болезни, симптомы которой упомянуты в произведении. 41 респондент нашёл и прочитал информацию о болезни в научной литературе. У 6 учащихся возникли сомнения в достоверности описания писателями симптомов заболевания.

Звездная сыпь булгаков о чем

2. Разработан сборник «Дополнительные литературно-художественные материалы к изучению темы сифилиса». Готовый сборник содержит аннотацию, фрагменты из художественных произведений согласно хронологии их написания, иллюстрации. Каждый фрагмент включает в себя сведения о художественном произведении и его авторе, дополнительную информацию об образе жизни заболевших, научные комментарии с указанием симптомов и диагнозов больных. В сборник включены сведения о медицинской деятельности писателя и врача-венеролога М. А. Булгакова.

Звездная сыпь булгаков о чем

Выводы

1. Отобранный литературно-художественный материал является иллюстрацией учебного пособия по теме «Сифилис», а также дополнительным источником информации.

2. Использование данного учебного материала в сочетании с образностью литературного текста даёт следующие возможности:

– формирует у учащихся более точные представления о симптомах болезни;

– способствует воспитанию профессионально необходимых чувств сопереживания, сострадания, умения дать эмоциональный резонанс;

– позволяет подготовить учащихся к тому, с чем они встретятся на практике;

– тренирует наблюдательность, профессиональное внимание, побуждает «узнавать» изученное в окружающей действительности.

Перспективы использования результатов работы

Сборник «Дополнительные литературно-художественные материалы к изучению темы сифилиса» может быть использован при подготовке лекций, бесед о диагностике сифилиса, для пропаганды здорового образа жизни в среде подростков и молодёжи.

Сотрудничество с вузом при создании работы

ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России

Мнение автора                                 

«Я благодарна проекту «Медицинский класс в московской школе», с помощью которого я погрузилась в очень интересное литературно-медицинское исследование, а также утвердилась в мысли связать свою жизнь с медициной. В перспективе на основе собранного литературного материала я планирую создать практикум, в котором будут представлены задания разных уровней сложности»

Источник